История города газетной строкой

История города Мегиона на страницах старых журналов и газет

Кашина, Л. К истории летоисчисления «молодых» сибирских городов : [очерк] / Л. Кашина // Мегионские новости. – 2003. – 15 июля. – С. 3. ; 22 июля. – С. 3. ; 25 июля. – С. 3. : фот.

В январе 2002г. в газете «Мегионские новости»  была развёрнута дискуссия по поводу восстановления истинной даты снования города Мегиона. К сожалению, этот далеко не праздный вопрос не нашёл отклика ни у депутатов городской Думы, ни у руководства градообразующего предприятия - ОАО «Славнефть - Мегионнефтегаз». От лица администрации в печати выступил главный архитектор города Н. Г. Бойко, который суть своего выступления свёл к одному: история Мегионa начинается с присвоения ему статуса города в 1980 году.

Несмотря на появление в печати сообщений музейных работников, старожилов и краеведов, на изданные Экоцентром книги, Мегион, как и Нижневартовск, считается молодым городом Сибири. Нефтяной бум оставил в тени события прошлых десятилетий, заслонив громкими цифрами скромные деяния наших предшественников и предков.

Но город возник не на пустом месте, у него достойная история, уходящая корнями в далёкое прошлое. И это прошлое складывается из отдельных страниц. А в них, как в зеркале, отразились события всей страны.

Самая древняя из этих страниц связана с бронзовыми предметами VI-VIH в.в., наиденными в хантыйском захоронении возле Мегиона. Дело 1781г. из фондов Тобольского государственного архива – другая страница истории. В описи этого документа в числе Лекрысовых и Ермаковых значатся юрты Магионские в составе Тобольской губернии.

Еще одна страница связана с именем всемирно известного финского учёного Александра Матиаса Кастрена, который в материалах экспедиции 1842-1848 гг. оставил сведения о Майонских юртах.

В Тобольском архиве хранится Духовная роспись Ваховского прихода 1861г. со списком жителей Магионских ясачных юрт (с указанием пола и возраста). Общее число жителей юрт - 46 человек.

На протяжении последующих лет сведения о Магионских (Майонских) юртах в составе российских земель прослеживаются неоднократно в различных письменных источниках. Варьируется лишь численность жителей и количество дворов. К слову сказать, сказать, счёт дворов в земледельческой России того времени велся по старой форме, отличной от современного представления об этом действии. Количество душ мужского пола в населённом пункте делилось на четыре, итогом являлось число дворов. Поэтому так в архивных документах при исчислении дворов встречаются дробные числа. Женские души в расчет не брались, так как женщины не имели права на землю.

Не обошёл своим вниманием Майонские юрты и известный исследователь А.А. Дунин - Горкавич в книге «Тобольский Север» по материалам экспедиции 1899-1903 г.г. описавший и поселение, и «плодородные чащевые кедровники» возле него, на которых чистили орех.

На одну сотню страниц заняли бы жизнеописания нескольких родов хантов, основавших Магионские юрты, с их интереснейшей самобытной культурой, потомки которых и поныне живут в Мегионе.

Документы советского времени относят возникновение юрт Магионских к 1810 г. Трудно сказать, какой архивный источник был использован первыми советскими чиновниками. Очевидно, сказались слабая источниковая база, отсутствие системы поиска, поспешность и недостаток грамотных специалистов. Но даже представители советской власти, которых меньше всего интересовало «тёмное прошлое полудиких народов», не могли додуматься до того, чтобы вести летоисчисление Мегиона с 1917г. или, положим, с 1932 года.

Многим историческим событиям сибирский менталитет придал особый, неординарный характер. В 30-е годы жители села Комас из под Александрово и деревни Прорытово, спасаясь от коллективизации используя опыт предков, строивших крепости и храмы из ладей, разобрали избы на плоты, погрузили на них имущество со скотом и отправились вниз по течению.

Заехав в протоку Оби - Мету, беженцы хотели обосноваться в Майонских юртах, однако были встречены дулами охотничьих ружей. Поскольку русские семьи и раньше жили в Мегионе, думается, ханты воспротивились не русскому вторжению, а убоялись новых порядков, которые советская власть насаждала в нашем крае. Сегодня ни для кого ни секрет, что не ждали от Советов ничего хорошего ни местные жители, ни зажиточные сибирские мужики. Да и, видно, свежи были в памяти события гражданской войны. Только в 50-е годы были вымыты речным течением последние останки солдат армии Колчака, что были похоронены на берегу Оби, пониже острова Быстрого и у устья Смоленской протоки.

В Мегион русских беженцев остяки пустили значительно позже, когда убедились, что вреда от них не будет.

В конце 1932 г. юрты Мегион были объединены в рыболовецкую артель, затем был образован колхоз им. Стаханова, в котором вместе с хантами трудились и русские.

В Мегионском краеведческом музее хранится «Книга памяти» – яркое свидетельство мужества наших земляков — участников Великой Отечественной войны, многие из которых остались лежать на чужой земле.

Сегодня трудно поверить, что в Сибири ещё не так давно процветало сельское хозяйство, что во время Отечественной войны сибиряки, в том числе и мегионцы, обеспечивали хлебом не только себя, но и выполняли норму по отправке его на фронт. В посевные планы включали лучшие селекционные и местные районируемые сорта зерновых культур: озимой ржи, ячменя, овса, пшеницы. Кроме того, выращивали овощи, а также кормовые корнеплоды для крупного рогатого скота.

1959г. открыл новую страницу в истории Западной Сибири. В этом году началось разведочное бурение Мегионской площади на Баграсе. Март 1961г. – победоносная страница истории, связанная с открытием бригадой Г.И. Норкина промышленных запасов нефти в Нижневартовском регионе. Первая нефть была открыта на Мегионском месторождении мегионсками геологами. Затем ими же были открыты Ватинское, Нижневартовское, Северо-Покурское и «жемчужина страны» - Самотлорское месторождения.

В эти годы приток приезжего населения пополнил Мегион. Многие, приехавшие тогда, и поныне живут в городе, по праву считая себя старожилами.

В 1961 г. началась застройка новых улиц, примкнувших вплотную к колхозной территории. В строительстве одноэтажных двухквартирных домов на первой улице - Береговой - принял участие со своей бригадой и наш отец, Д.В. Шлябин. В течение года было застроено три улицы.

В 1961 г. деревня Мегион была преобразована в село. В 1964 г. Мегиону присвоен статус рабочего посёлка. С этим же годом связано появление в посёлке тысячного жителя и нескольких партий условно освобождённых преступников. Ржавый остов парохода «Карл Либкнехт», пришвартованный к берегу Меги, и сегодня напоминает старожилам о том жутком времени, когда в 1964 г. Мегион и Нижневартовск были объявлены Всесоюзной комсомольской стройкой. Только вот вместо недостающих комсомольцев партиями прибывали зэки.

Семидесятые годы положили начало капитальному строительству в Мегионе: первый кирпичный дом был построен на нынешней улице Ленина. 23 июля 1980г. посёлок был преобразован в город.

Так сколько же лет Мегиону? Неужели миллионы тонн добытой нефти должны вычеркнуть из памяти страницы мегионской истории? Имеем ли мы право забыть о тех, кто своим дом поднимал культуру земледелия, выращивал для страны ценные меха, сдавал тысячами центнеров рыбу, дичь и орехи, в неимоверно тяжёлых условиях открывал месторождения нефти и строил новые улицы? Справедливо ли по отношению к ним дату освоения Мегиона подменять датой придания статуса города?

Ещё в 1926 г. известный педагог М.Н. Покровский, выступая против антиисторизма в школьном краеведении, писал, что в школе, изучая предприятие, село, интересуются только современностью, а прошлое, историю их возникновения и развития не изучают, так как якобы это было и быльем поросло». Следовательно, при учении населенного пункта необходимо придерживаться исторического подхода, т.е. рассматривать его в развитии чтобы все видели, что Мегион не всегда был таким как сейчас, и не всегда таким останется.

Кроме того при выявлении времени возникновения населенного пункта необходимо учитывать еще одно условие: населенный пункт должен существовать на месте изначального поселения. По мнению главного архитектора Н.Г.Бойко, Магионские юрты нельзя считать поселением как таковым, поскольку постоянное местонахождение вызывает сомнение.

Обратимся к топонимике – исторической науке, изучающие происхождение, содержание и развитию географических названий. Географические названия очень часто топографически обусловлены. В пользу постоянства месторасположения Мегионских юрт говорит его древнее название, связанное с рекой Мегой: «Пыгор-Тя-Мыг-Онг-пугол» (в русском переводе: «Поселение, лежащее в устье протоки, огибающий материк».

Постоянство месторасположения Мегиона подтверждает и другой факт. Среднеобские остяки не являлись кочевниками, так как не занимались выпасом оленьих стад. С. И. Ожегов толкует «кочевой», как «переходящий с места на место со своим жильём и имуществом, не проживающий постоянно на одном месте. Ханты же имели постоянное зимнее поселение (или юрты), которое не переносилось и было привязано к определенной территории. Как правило, неподалеку от него располагалось и летнее, в которое переселялись с приходом тепла.

Что же касается непосредственно Мегиона, то его основатели выбрали такое удачное место, что смогли расположить рядом и зимнее (ныне - ул. Нагорная) и летнее (ныне - ул. Подгорная) поселения.

О постоянстве месторасположения Магионских юрт говорят и письменные источники прошлых веков, в которых указаны как конкретные приметы (правый берег Оби, протока Мета), так и расстояния от других населённых пунктов и от церкви, к которой юрты были приписаны,

Пробуждению ответственности за историзм служит вводимый в образовательный процесс так называемый региональный компонент. В учебные планы включаются уроки краеведения. С гордостью учителя г. Ханты-Мансийска говорят об истории своего города, которому в 2002 г. отмечали 365-летие. Столица округа ведет своё летописание с упоминания в 1637 году Самаровского яма, когда остяцкие юрты князя Самара были заселены русскими. Тогда там числилось около 50 ямщиков.

10 декабря 1930 г. было образовано два округа - Ямало-Ненецкий и Остяко-Вогульский. Административным центром определили с. Самарово. Однако в силу географических причин было принято решение об устройстве неподалеку новой столицы округа. В июле 1930 г. специальная комиссия рекомендовала (как наиболее удобное место для строительства окружного центра) участок земли на урочище Большой Черемушник, в 5 км. от Самарово. Был составлен генплан зайстройки и определено название столицы -Остяко-Вогульск (ныне – Ханты-Мансийск). Слияние Ханты-Мансийска и Самарово произошло в 1950г., когда окружной центр получил статус города.

Всё познается в сравнении. Так почему же наш город, имея свою собственную историю, отмечает только 22-летие?

Отказывая Мегиону в древности его происхождения, архитектор Н.Г. Бойко подходит к этому вопросу с точки зрения типологии. Он полагает, что Мегионские юрты вряд ли можно считать поселением как таковым, т.к. их нельзя отнести даже к малым сельским поселениям - такими по классификации считаются «те, где проживают до пятидесяти человек».

Но, во-первых, условие «до пятидесяти человек» никак не исключает Майонские юрты из существования, а, напротив, их в разряд малых сельских поселений. Следует иметь в виду, что зарождение города на основе различных типов поселений. У хантов известны два их вида: «городок» («горт», «ват», «вош») и «юрт» («пугол», «вош-пай»). Исследователи по-разному оценивали их роль и функции. Одни считали городки крупными территориально-родовыми общинами, или центром родоплеменных объединений (С.В. Бахрушин, А. И. Пика), другие акцентировали внимание на оборонительной функции городков (Г.Ф. Миллер).

Следует заметить, что в XV - XVII в.в. в Северном Приобье укрепленных городков было довольно много: в Сургутском уезде - 8, а в Тобольском округе - 60. Однако до конца XIX в. в официальных документах хантыйские поселения зачастую продолжали именовать «городками», хотя они никакого отношения к укрепленному типу поселений уже не имели. Поэтому грань между «городком» и «юртом» была условной, по структуре и характеру оба типа поселений не отличались друг от друга.

Вряд ли кому - либо придёт в голову утверждать, что Новгород Х-ХИ в.в. не являлся городом, т.к. отсутствовало официальное постановление, определяющее его статус, а численность населения не соответствовала нужному уровню.

Вопрос, о возникновении любого населённого пункта достаточно сложен и к нему нельзя подходить однозначно.

Правильно ли вести летоисчисление Мегиона с 23 июля 1980 г., как это принято сегодня, если это событие никак не повлияло на становление города? 28 важнейших объектов были построены до этой даты. И после объявления Мегиона городом он ещё долго оставался придатком Нижневартовска.

Кроме того, общепринято вести летоисчисление населённого пункта с момента его основания, либо с первого упоминания. Например, Москва ведет счет своему рождению с 1147 г., под этой датой в летописи упоминается о встрече в Москве ростово-суздальского и черниговского князей. С этого же года ведёт своё летоисчисление и Вологда, также впервые упомянутая в документальном источнике под 1147 г. И это так же естественно, как определять возраст человека с момента рождения, но никак не со вступления его в совершеннолетие.

Уместно вспомнить, что в России существуют деревни с тысячелетней историей и города, ставшие деревнями. Так, старинный город Вщижск (на правом берегу Десны) ныне является селом. Поскольку он перестал быть городом, то, с точки зрения Н.Г. Бойко, ему следует отказать в возрасте, а значит, и в существовании.

Немаловажным условием при выяснении поставленного вопроса является преемственность непрерывного социально-экономического и культурного развития населённого пункта и его предшественника. К этому условию необходимо подходить осторожно, нельзя понимать преемственность буквально, сравнивая образ жизни и культуру остяков XVII 1в. с сегодняшними реалиями. Это так же нелепо, как искать общее в жизни и культуре москвича 1147 г. и современного жителя столицы. Связь должна прослеживаться поэтапно.

К слову сказать, у наших предков не было сомнения в том, что Мегионские юрты относятся к российским пределам. Все имеющиеся письменные источники (ведомости о составе приходов, духовные росписи, списки населённых мест и т.п.) включают Мегион в состав русских губерний, волостей и уездов.

Мегионские остяки были крещены, переписаны, отнесены к Ваховскому приходу. Они исправно платили ясак, ведя традиционный образ жизни и приобщаясь к русской культуре. Упомянутый выше A.M. Кастрен в материалах экспедиции 1842-1848 г.г. описал случай, когда остяки Майонских юрт пришли к нему жаловаться на своего священника и пастыря, который против их воли забрал двух мальчиков в школу.

Кашина 1.jpg

Русские не только основали рядом с хантыйскими юртами свои поселения (такие как выселок Вата, деревня Лекрысово, казачья станица Локосово, казачье село Александрово), но и селились в остяцких юртах. По материалам А.А. Дунина-Гаркавича, в Майонских юртах 1899-1903 гг. вместе с остяками проживали русские (всего 28 человек). В хозяйстве держали 9 коров, 34 лошади, 14 собак. Коров, очевидно, держали русские, лошадей охотно разводили и те, и другие. Старожилы еще и сегодня помнят знаменитую конюшню остяка Михаила Проломкина.

Русские, традиционная система природопользования которых мало чем отличалась от культуры коренных народов, не разрушили ее. Происходило взаимообогащение культур. Поэтому утверждение об отсутствии связи и преемственности непрерывного социально-экономического и культурного развития не имеет под собой почвы.

Основное требование науки - рассматривать любое явление или событие в развитии. Не является исключением и геоурбанистика, один из разделов которой посвящен историческим этапам развития городов. Фундаментальное понятие геоурбанистики — экономико-географическое положение. Это многокомпонентное понятие, одна из составляющих которого - историзм. Экономико-географическое положение изменяется во времени: лишь в определенный период под влиянием сочетаний различных экономических, политических и природных факторов возникают предпосылки, определяющие его воздействие в данной географической и вызывающие в ней рост города.

Для Мегиона хантыйские юрты как раз и являются такой же отправной точкой, как славянские городища и поселения для Киева, Любеча, Суздаля.

Так сколько же лет Мегиону? Не пора ли восстановить историческую справедливость и узаконить истинную дату летоисчисления Мегиона!? А дата 23 июля пусть останется Днём города, а не точкой отсчёта его возраста.

Л. Кашина
директор Экоцентра 


Дата загрузки: 15.07.2003

Возврат к списку