История города Мегиона на страницах старых журналов и газет
- Город в целом (4)
- История. Факты и свидетельства. Воспоминания старожилов (12)
- Основание города (18)
- Мегион в 20-30-е годы ХХ в. (1)
- История мегионской нефти (34)
- Первооткрыватели и первопроходцы нефти (45)
- Мегион и мегионцы в годы Великой Отечественной войны (2)
- Муниципальная власть и управление в городе (8)
- Социально-экономическое развитие города (5)
- Общественно-политическая жизнь города (2)
- Мегионцы – участники локальных войн (17)
- Мегионцы – герои нашего времени (5)
- Природа. Природные ресурсы. Экология (1)
- Экономика и предприятия города (3)
- ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", нефтедобывающие предприятия (6)
- Предприятия связи. Почта (2)
- Строительство (6)
- Транспорт (3)
- Здравоохранение (8)
- Образование (22)
- Культурная жизнь города (11)
- Службы по чрезвычайным ситуациям (2)
- Спортивная жизнь Мегиона (4)
- Средства массовой информации (3)
- Поселок Высокий (6)
- 60 лет мегионской нефти (4)
- Ветераны Великой Отечественной войны (1)
- История мегионских библиотек (1)
- Мегион православный (5)
- Нефтяные месторождения Мегиона (5)
- Общественные организации (1)
Фатеев, А. Вблизи станций выросли города / А. Фатеев ; фот. Н. Сытенького // Тюменские известия. – 2016. – 18 марта (№ 45).
Вблизи станций выросли города
Только благодаря железной дороге от Тюмени до Сургута, а далее до Нижневартовска, Надыма и Ямбурга удалось обустроить крупнейший на планете Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Он и сегодня кормит практически всю нашу страну.
Укладка последнего звена пути на 575 километре железной дороги между Салымом и станцией «Юганская Обь». 3 декабря 1973 года.
Но мало кто вспоминает, что у истоков строительства железной дороги стоит Александр Протозанов. Будучи первым секретарём Тюменского промышленного обкома КПСС, он добился принятия в 1963-м постановления Совета министров СССР «Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области».
Этот исторический документ помимо создания объединения «Тюменнефтегаз», Гипротюменнефтегаза и Тюменского индустриального института, организации телефонно-телеграфной связи с Сургутом, Мегионом, Шаимом, Усть-Балыком и Игримом, проектирования аэродромов в Сургуте, Игриме, Мегионе, Ханты-Мансийске и нефтепровода для транспортировки нефти с Усть-Балыкского, Сургутского и Мегионского месторождений предписывал Совету министров РСФСР «рассмотреть вопрос о проектировании и строительстве железной и автомобильной дорог Тюмень – Тобольск – Сургут и к 1 января 1964 года представить в Госплан СССР предложения по этому вопросу с необходимыми технико-экономическими обоснованиями».
Используя свои связи в высших эшелонах власти (до прихода в Тюмень Протозанов долгое время возглавлял управление по проверке партийных органов ЦК ВКП(б), а затем ему вместе с Георгием Жуковым доверили «наводить порядок» в восставшей против просоветского правительства Венгрии) и присущую ему настойчивость, первый секретарь Тюменского обкома в буквальном смысле пробил это постановление. Ведь изначально на поступившее предложение в Госплане РСФСР наложили следующую резолюцию: «Огромные запасы нефти и газа, о которых много говорят тюменцы, не более чем плод провинциального и больного воображения».
Александр Протозанов, заручившись поддержкой Алексея Косыгина и Николая Байбакова, дошёл до самого Никиты Хрущёва, который отнёсся к идеям тюменцев весьма лояльно. Постановление союзного правительства обязывало Совет министров РСФСР обеспечить подготовку к промышленному освоению запасов нефти и газа в Тюменской области и организовать пробную эксплуатацию открытых месторождений уже в 1964-1965 годах.
Геннадий Богомяков, на протяжении семнадцати лет стоявший во главе нашего огромного региона, убеждён: если бы Александра Протозанова в Тюмени не было, то за годы освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса не удалось бы сделать и половины. Протозанов лично курировал все перспективные стройки, отстаивая интересы территории, в том числе при строительстве железной дороги.
Изначально проектные институты страны, которым поручили подготовить технико-экономическое обоснование сооружения северо-сибирской магистрали, выдали свои варианты. Новосибирский Сибгипротранс, например, проталкивал идею строительства дороги до Сургута из Томска или Омска. Уралгипротранс с Ленгипротрансом настаивали на маршруте от Ивделя или Тавды до Сургута. Проектировщики упорно обходили стороной Тюмень и Тобольск.
Руководство Тюменской области почти полтора года потратило на хождения по правительственным коридорам в Москве, доказывая, что единственным правильным решением будет строительство транспортной магистрали от Тюмени на Тобольск и Сургут. И 17 апреля 1965-го Государственная экспертная комиссия утвердила задание на проектирование железной дороги Тюмень - Тобольск – Сургут. А 8 декабря того же года вышло распоряжение Совета министров СССР о начале строительства 710-километровой трассы в район Сургута. Выполнение этой задачи Министерство транспортного строительства поручило коллективу «Абаканстройпути», завершившему прокладку трассы мужества до Тайшета.
Ровно полвека тому назад - в первом квартале 1966-го – аппарат управления, строительно-монтажные поезда, автобазы, отделения временной эксплуатации и прочие подразделения этого прославленного управления, переименованного в «Тюменьстройпуть», были передислоцированы из Хакасии в Тюменскую область. Тысячи людей переезжали, оставляя обжитые места, меняя благоустроенные квартиры на вагончики и палатки, в лучшем случае – на сборно-щитовые дома.
- Важнейшее значение имел тот факт, что во главе этого коллектива стоял опытный и мудрый человек - Дмитрий Коротчаев, – подчёркивает Геннадий Богомяков. – Мне приходилось многократно встречаться с ним и на трассах, и в московских кабинетах. Помню, с каким уважением его принимал тогдашний министр транспортного строительства Евгений Кожевников, как он внимательно выслушивал ставящиеся перед ним вопросы и старался решать их.
К слову, рабочее движение от Тюмени до берега Оби открыли в декабре 1973-го. Железная дорога среди болот и тайги была проложена в кратчайшие сроки. Уже в августе 1975-го первый железнодорожный состав по двухкилометровому мосту прибыл на станцию «Сургут». Построили этот мост за три с половиной года при нормативах в шесть лет.
В условиях, приближенных к боевым, «Тюменьстройпуть» пробивал дорогу в Лангепас, Мегион, а в ноябре 1976-го привёл первый рабочий поезд на станцию «Нижневартовск". Осенью 1977-го дотянул рельсы до станции «Когалымская", а весной 1978-го - до станции «Ноябрьская». В 1979-м поезд прибыл на станцию «Пурпе». 28 декабря 1980-го было уложено последнее звено железной дороги Тюмень – Сургут - Уренгой.
Вблизи тех станций выросли современные города. Здесь работают крупнейшие предприятия, добывающие две трети всей нефти и 90 процентов природного газа, за счёт которых во многом и живёт наша большая страна.
Если бы Александра Протозанова в Тюмени не было, то за годы освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса не удалось бы сделать и половины.
Геннадий Богомяков: «Дмитрий Коротчаев – это человек с большой буквы, полноправный участник создания могучего Тюменского нефтегазового комплекса, который кормит и ещё долгие годы будет кормить Россию».
Андрей Фатеев
Скачать файл
- fateev-a-istoriya-zheleznoy-dorogi.pdf
Предварительный просмотр
Возврат к списку