Версия для слабовидящих

Никулина Н. В дружных семьях дети читают больше

В дружных семьях дети читают больше

Региональное социологическое исследование «Детское чтение в малых городах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» позволило получить представление о том, как обстоит дело с чтением детей и подростков в малых северных городах.

Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных изданий и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как источник получения информации, и как форму проведения досуга.

Опыт работы детских библиотек библиотечной системы г. Мегиона показал: для того чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, необходимо объединить усилия общественности и социальных институтов, формирующих читательскую среду подрастающего поколения. С этой целью центральной городской библиотекой была разработана программа «Чтение с увлечением». В 2008 г. библиотечной системой г. Мегиона совместно с Нижневартовским государственным гуманитарным университетом в городах Мегионе и Лангепасе по инициативе Государственной библиотеки Югры было проведено региональное социологическое исследование «Детское чтение в малых городах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

У центральной детской библиотеки уже имелся определённый опыт в проведении библиотечных исследований по проблемам детского чтения. Так, в 2004 г. среди читателей детских библиотек г. Мегиона было проведено исследование «Современные дети и библиотека», в 2006 г. в рамках программы «Книга в патриотическом воспитании подрастающего поколения» был проведён опрос среди подростков «С чего начинается Родина». Этот опыт был использован при разработке программы и инструментария регионального исследования. Дети, учителя, родители… Если в предыдущих исследованиях респондентами выступали только читатели библиотек, то при проведении регионального исследования опросы проводились в школах, детских садах, социальном центре, библиотеках различных ведомств и т.д. Изучение детского чтения в малых северных городах проводилось объединёнными усилиями различных специалистов: социолога, библиотечных работников, педагогов. Научным руководителем исследования выступила Е.Н. Икингрин, кандидат социологических наук, заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, доцент кафедры Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Помогла в проведении исследования вице-президент «Русской ассоциации чтения», кандидат педагогических наук В.П. Чудинова, которая предоставила разработчикам материалы исследований детского чтения в регионах России. Ходом социологического исследования руководили директор Т. В. Котлярова, заместитель директора по работе с детьми Н.А. Никулина, заведующая отделом маркетинга и методических услуг библиотечной системы Е.Г. Львова и заведующая сектором центральной детской библиотеки Т.А. Захарова.

Работа по проведению исследования началась в феврале 2008 г. Специалистами библиотечной системы было составлено детальное техническое задание. Приведу фрагмент этого документа: «Цель исследования: изучение процесса читательской социализации детей малых северных городов. Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи: 1. Изучить отношение детей к чтению; 2. Изучить проблемы управления читательским развитием через призму разных социальных институтов (семья, образовательные учреждения, библиотеки, СМИ и т.д.). Дать оценку наиболее значимым агентам читательской социализации; 3. Определить какие средства и способы могут способствовать поддержанию и развитию читательской активности; 4. Определить тенденции развития библиотеки — одного из главных социальных институтов, призванного поддерживать и развивать чтение; 5. Дать оценку работе детских и школьных библиотек; 6. Замерить уровень удовлетворения информационных потребностей населения; 7. Изучить предпочтения потребителей информации (откуда чаще всего получают необходимую информацию, на каких носителях)».

Объектом исследования стали дети 7–10 лет (малыши), 11–14 лет (подростки), а также учителя, воспитатели детских садов, библиотекари детских и школьных библиотек, родители. Опрос проходил в двух городах Ханты-Мансийского автономного округа – Лангепасе и Мегионе в мае 2008 г. В качестве экспертов было опрошено 25 детских библиотекарей из г. Нижнего Новгорода. Первоначально предполагалось охватить исследованием не менее 5 малых северных городов, но большая отдалённость городов и недостаточное финансирование проекта не позволило осуществить задуманное. Сложность исследования заключалась в том, что для всестороннего изучения проблем детского чтения необходимо было опросить не только респондентов-детей 7–14 лет, но и руководителей детского чтения (библиотекарей, учителей, родителей), под воздействием которых происходит читательское развитие подрастающего поколения. Для проведения исследования было составлено 6 видов анкет (для детей 7–10 лет и 11–14 лет, учителей, воспитателей детских садов, библиотекарей, родителей), при разработке которых необходимо было не только знание возрастной психологии, но и социологии и психологии чтения.

Оперативному проведению опроса способствовало тесное сотрудничество муниципальных библиотек с образовательными учреждениями города, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, родителями. Всего в ходе исследования было опрошено 759 респондентов. В проведённом исследовании была сделана попытка изучить проблемы управления читательской деятельностью в комплексе:

  • провести анализ воздействия различных социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, библиотек) на читательскую социализацию;
  • дать характеристику приоритетной группе читателей — детям;
  • изучить мнение руководителей детского чтения (школьных и детских библиотекарей, учителей, воспитателей детских садов, родителей).

Одна из задач исследования: сравнить, как видят читательские интересы детей их родители, воспитатели, учителя, библиотекари и то, как сами дети рассказали о своем отношении к чтению. С этой целью один и тот же вопрос задавался детям и руководителям детского чтения. Очень важно было изучить, как меняется отношение к чтению у детей по мере их взросления. Анкеты содержали вопросы, в которых рассматривалось влияние чтения на учебную деятельность, то, какое место занимает чтение в структуре свободного времени респондентов, и т.д.

В связи с многоаспектностью исследуемых вопросов, было довольно сложно обобщить все результаты исследования. В сборнике «Детское чтение в малых северных городах»1 были проанализированы вопросы, относящиеся к управлению читательской деятельностью и отношение респондентов к чтению. Остальные результаты исследования в таблицах с линейным распределением результатов опроса были помещены в приложении к изданию.

Отношение к чтению Результаты опроса свидетельствуют, что большинству респондентов (80%) в возрасте 7–10 лет читать нравится. В структуре свободного времени малышей чтение стоит на втором месте (44%), тогда как на первом месте — игра на компьютере (47%), на третьем — занятия спортом (41%). Среди подростков читает каждый второй, в структуре их досуга чтение стоит на 8-м месте, после общения с друзьями (62%), просмотра телевизионных передач (60%), прослушивания музыкальных записей (46%). Интенсивность чтения у 67% читающих подростков — 1 книга в неделю. Наибольшее число опрошенных подростков (45%) любят почитать что-нибудь «лёгкое», развлекательное; каждому четвёртому чтение нужно для получения информации, для школьных занятий (соответственно 24% и 27%). Большинство подростков книги для чтения выбирают сами, по совету родителей и учителей примерно каждый пятый подросток, реклама помогает выбрать книгу каждому десятому читателю.

Исследование показало, что все руководители детского чтения солидарны в том, что наиболее успешно проходит читательская социализация у детей, которым любовь к чтению привили в семье. Но, к сожалению, далеко не все родители, по мнению библиотекарей, учителей и воспитателей, интересуются чтением детей. В то же время и учителя, и воспитатели, и библиотекари достаточно высоко оценивают свою роль в читательской социализации детей. Любовь к чтению детей в «нечитающих» семьях — именно их заслуга.

Большинство исследователей проблем чтения констатируют, что литература играет очень важную роль в процессах социализации юношества, поэтому в ходе опроса подростков попросили оценить значение уроков литературы. Практически половина опрошенных подростков (49%) считают, что уроки литературы помогают приобретать навыки грамотного владения речью, 29% респондентов согласны с тем, что они помогают развивать творческие способности, 17% — что помогают развивать литературный вкус. Наконец, 5% опрошенных убеждены, что эти уроки ничего не дают.

Опрос показал: чем дружнее семья, тем больше дети читают, тем выше их успехи в учёбе. У них более развиты читательские коммуникации (общение на основе прочитанных книг, обсуждение прочитанного). Чтение, особенно семейное, способствует и укреплению семьи. По данным опроса семейное чтение имеет место только в каждой десятой семье (10%). Если судить по ответам родителей, ситуация более оптимистичная: 19% опрошенных ответили, что обычно книгу читает вся семья, а затем все члены семьи совместно обсуждают прочитанное. При сравнении читательских коммуникаций малышей и подростков мы наблюдаем снижение у последних потребности в обсуждении книг (как с друзьями, так и с родителями). Учителя читательскую деятельность детей оценивают более негативно, чем сами дети и родители детей-школьников. По мнению 11% учителей, дети постоянно делятся впечатлениями о прочитанных книгах, 49% считают, что это происходит лишь иногда, а 40% — что дети не делают этого вообще. Как видим, ситуация достаточно тревожная: снижение читательской коммуникации взрослых многократно снижает её у детей.

Деятельность детских и школьных библиотек Школьные и детские библиотеки по всем показателям получили достаточно высокие оценки, в основном не ниже четвёрки по пятибалльной шкале. Самые высокие оценки получили такие личностные качества школьных библиотекарей, как «доброжелательность и вежливость работников детских библиотек» (4,37 балла), «профессионализм работников школьных библиотек» (4,36). Относительно низкие оценки получили такие характеристики, как «готовность посвятить ученику столько времени, сколько нужно» (3,84) и «индивидуальный подход к каждому посетителю» (3,82). Ниже всего опрошенные оценили физическую доступность школьных библиотек (3,80 балла), у детских библиотек этот показатель равен 4,18 балла. При оценке детских библиотек самая низкая оценка была дана «возможности ксерокопировать» (4,16), самая высокая — «удобству пользования (возможности быстро найти нужную книгу)» (4,35 балла), для школьных библиотек этот показатель равен 4,19 балла. Укомплектованность необходимыми книгами фондов детских библиотек также была оценена подростками выше, чем укомплектованность школьных библиотек (соответственно 4,30 и 4,19). Оценка этого показателя и по детским, и по школьным библиотекам в г. Мегионе (соответственно 4,33 и 4,22) выше, чем в г. Лангепасе (4,15 и 4,18). Подростки достаточно высоко оценивают работу библиотек, это свидетельствует о том, что они занимают в жизни подростков не последнее место. Ответы же на вопрос о будущем библиотек пугают. На вопрос «Как вы считаете, какое будущее у библиотек?» ответили чуть больше половины (58%) опрошенных подростков. Из них 32% ответили: «библиотек в будущем не будет», 33% — «библиотеки будут, но значимость их для чтения, (для населения) снизится», 28% — «значимость библиотек в будущем значительно повысится» и 7% — будут электронные носители.

Электронная или бумажная? Книга на электронном носителе набрала больше всего голосов: 54% опрошенных учителей и 46% подростков выбрали этот вариант. Книга на бумажном носителе оказалась на 2-м месте (соответственно 40% и 43%). На 3-м месте — говорящая книга (35%), на 4-м — фильмы по художественным произведениям (27% подростков и 23% учителей). Два подростка написали, что хотели бы получать информацию на карманном компьютере. В целом, ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что информация востребована на любом носителе, и чем разнообразнее она будет представлена, тем лучше.

Современная библиотека, безусловно, остаётся центром информации и культуры, поэтому наряду с информационным обеспечением, её важнейшими функциями являются культурно-просветительная и социализирующая. Многие подростки принимали участие в викторинах, конкурсах лучших читателей и конкурсах рисунков-иллюстраций к произведениям. Они выразили желание принимать участие во встречах с писателями, поэтами (52%), презентациях новых книг и журналов (51%). В то же время более половины опрошенных подростков не принимали и не хотят принимать участие в читательских конференциях (53%), библиотечных уроках (52%). Пожелания в адрес библиотеки были такими: «чтобы в библиотеку хотелось приходить»; библиотеке нужно «больше книг», «больше удобных помещений, красиво оформленных с удобной мебелью» и современная техника.

Результаты исследования свидетельствует, что детские и школьные библиотеки автономного округа, несмотря на объективные трудности последнего времени, успешно развиваются. Особая роль детских и школьных библиотек обусловлена тем, что молодёжь является носителем интеллектуального потенциала общества: именно в молодости человек максимально способен к творческой, эвристической деятельности, оптимально трудоспособен; любое общество воспроизводит себя через молодёжь не только физически, но и интеллектуально. Каким будет общество, зависит от нынешних детей. Данные нашего исследования показывают, что те, кто любит читать, гораздо лучше ориентируется в информационном пространстве и медиасреде. Их выбор ценностных и профессиональных ориентиров более осознан и дифференцирован. Они гораздо более грамотны и как читатели, и как зрители, и как слушатели. Между тем успешная читательская социализация возможна только при объединении усилий всех социальных институтов, связанных с чтением, и с детским чтением в том числе. Проведённое исследование ещё раз показывает значимость объединения усилий и объекта и субъектов читательской деятельности, читательской социализации.

Результаты регионального социологического исследования «Детское чтение в малых городах ХМАО — Югры» были освещены на совещании руководителей детских и юношеских библиотек Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Библиотечное обслуживание детей Югры библиотеками всех ведомств» в г. Сургуте (29 октября 2008 г.), на «Шатиловских чтениях» в г. Нижневартовске (5 ноября 2008 г.), а также на межведомственном региональном круглом столе «Книга, общество, читатель — современные тенденции» в г. Мегионе (ноябрь 2008 г.).


Детское чтение в малых северных городах: реализация Нац. программы поддержки и развития чтения: монография / Е.Н. Икингрин [и др.]; под ред. Е.Н. Икингрина; Гос. б-ка Ханты-Манс. окр. — Югры, Муницип. учреждение «ЦБС» г. Мегиона, Нижневарт. гос. гуманит. ун-т. — Нижневартовск: Маркович Виктория Викторовна, 2008. — 144 с.


С автором можно связаться: 
megalib@mail.ru 
Наталья Анатольевна Никулина, 
заместитель директора МУ «ЦБС» 
по работе с детьми 
г. Мегион


Издание:  Библиотечное дело. – 2009. – №16. – С. 23-25.

Возврат к списку